Устройства, работающие под управлением Android, собирают в фоновом режиме и посылают на сервера Google информацию о находящихся рядом вышках сотовой связи. Причем это происходит, даже если пользователь отключил сервисы геолокации и вынул SIM-карту, выяснили журналисты Quartz в своем расследовании. Представители Google заявили, что больше не будут собирать эту информацию.
Для определения местоположения пользователей в мобильных устройствах используются сервисы геолокации. Они позволяют определять местоположение несколькими способами. Наибольшую точность дает GPS-модуль, но он не работает в помещениях, а на обнаружение достаточного количества спутников уходит ощутимое время, поэтому используются и альтернативные методы, например, позиционирование по вышкам сотовой связи или сетям Wi-Fi. Для определения местоположения по вышкам связи используются Cell ID — уникальные идентификаторы базовых станций связи. Зная расположение и идентификаторы базовых станций, окружающих устройство в данный момент, можно определить его местоположение, хотя и с малой точностью.
Журналисты издания Quartz обнаружили, что Google тайно собирает идентификаторы базовых станций с телефонов под управлением Android. Главная проблема заключается в том, что, как выяснилось, данные собираются, даже если пользователь отключил сервисы геолокации в устройстве, не устанавливал никаких приложений, восстановил заводские настройки или даже вынул SIM-карту. Данные отсылаются в шифрованном виде на сервера Google каждый раз, когда устройство попадает в зону действия другой базовой станции.
Журналисты направили запрос в Google, и получили ответ. Представитель компании заявил, что компания действительно собирает идентификаторы ближайших базовых станций, но использует их только для улучшения скорости доставки сообщений и уведомлений на устройства. В компании отметили, что начали собирать данные в январе 2017 года, но решили отказаться от этой практики, и до конца ноября телефоны под управлением Android перестанут посылать идентификаторы Cell ID в Google.
Недавно группа американских исследователей продемонстрировала, что рекламные сети в интернете могут быть использованы для слежки за конкретным человеком, причем не только компанией-владельцем сети, но и обычными людьми. Они создали множество объявлений, таргетированных на конкретный идентификатор пользователя и на определенные местоположения, и таким образом смогли составить карту перемещений человека по городу.
Григорий Копиев
N+1